Профессия писатель — Можно ли зарабатывать своим талантом?

Всем привет! Попробовав себя во фрилансе, например, в качестве копирайтера, и ощутив некоторую тесноту этого профиля, многие пишущие люди задаются отнюдь не праздным вопросом: можно ли нормально зарабатывать своим талантом? Что такое профессия писатель? Неужели прошли времена, когда писательство было настоящей профессией, а эра гипертекста разрушила защищенность автора от неограниченного копирования его творений? Давайте разберемся с вопросом в этой статье.

Профессия писатель сегодня — кто он?

Дать определение некоторым профессиям проще простого. Пишешь картины — художник, пишешь стихи — поэт, пишешь романы — писатель, конечно! Но остается и место для некоторого скепсиса: мы же привыкли, что поэт, художник, писатель должны быть обязательно «с большой буквы», и что литературные произведения должны быть непременно общественно значимыми, а иначе… Иначе ты — фрилансер!

Понятие общественной значимости произведений сегодня размыты, а если и четко определено, то применить его к сиюминутным текстам очень трудно. Неизвестно, кто попадет в классики, это решит только время. Поэтому понятие «писатель» мы будем трактовать предельно широко: это человек, зарабатывающий на жизнь литературным трудом.

Какими качествами он обладает?

Для прояснения главного вопроса этой статьи не имеет большого значения, нацелены ли вы на серьезную карьеру в будущем, или собираетесь только хорошо заработать здесь и сейчас. Работа писателя требует таких универсальных качеств:

  • Развитая речь, чувство стиля, «дар речи». С этим качеством все понятно, писатель не достигнет успеха, если будет писать тусклые тексты.
  • Наблюдательность. Умение замечать незамеченное другими, внимание к деталям, которые кажутся неважными, банальными. Увидеть оригинальное в обыденном, можно только при наличии искреннего интереса, который часто принимают за любопытство.
  • Фантазия, развитое воображение. В писательском деле без этого никуда. Даже если вы описываете знакомых людей в привычных обстоятельствах, вам необходимо подчеркнуть, гиперболизировать их характеры в соответствии с замыслом. А фантастам вообще приходится изобретать новые миры с небывалыми законами.
  • Настойчивость. Это универсальное качество, помогающее в любой профессии, но писателю оно просто необходимо.
  • Стремление к совершенству. Перфекционизм не всегда вреден, доведенные до совершенства тексты нужны, и отточенное мастерство со временем принесет плоды автору.
  • Упорство и трудолюбие. Мало у кого получается писать сразу идеальные тексты, правки и исправления неизбежны.

Перечисленные качества относятся к личным, они часто являются врожденными способностями, хотя и их можно развить при желании. А вот профессиональные навыки, которые приобретаются с опытом, в процессе работы:

  • Грамотность. Даже если у автора есть дар так называемой врожденной грамотности, ему не обойтись без самосовершенствования, потому что в процессе серьезной работы навыки необходимо все время повышать.
  • Умение правильно искать и находить информацию. Хотя писатель и журналист — разные профессии, но между ними много общего. Современные литературные произведения требуют иногда серьезных исследований письменных источников, исторических и архивных документов.
  • Самоорганизация. Уметь распоряжаться своим рабочим временем, не надеясь на вдохновение, необходимо писателю. Ведь музы капризны, а семейные, служебные и прочие обязанности есть у всех.
  • Налаживание деловых связей. Даже самый талантливый писатель нуждается поначалу в рекламе своего труда. Чтобы иметь коммерческий успех и материальную поддержку своего творчества, приходится рекламировать себя издателям и читателям.

Даже если вы не сторонник слишком активного продвижения своей персоны, публикуясь на литературных порталах, не игнорируйте многочисленные литературные премии и конкурсы. Так вы создадите себе не только рекламу, но и заведете полезные контакты.

Какое образование требуется писателю?

Среди представителей большой литературы есть множество примеров талантливых самоучек, не имевших специального образования, но ставших, тем не менее, известными писателями.

С одной стороны, это ободряет тех, кому учиться поздно или некогда, а писать всерьез хочется уже сейчас. С другой — все же серьезный писатель немыслим без литературного, философского и, разумеется, филологического бэкграунда. Получить его вам предложат филфаки педагогических и гуманитарных университетов, а также литературные институты. Понятно, что получение специальности не гарантирует творческого успеха, но является хорошей базой для целеустремленного человека.

Профессиональные трудности

Кризисы творческой жизни писателей всегда были ее неотъемлемой частью. Писатели с охотой говорят и пишут о них, а некоторые даже строят карьеру на теме проблем творчества. От специфических тягот творческой профессии не застрахован ни начинающий, ни опытный писатель.

  • Вдохновение, или его отсутствие. Непостоянство муз воспето и в стихах, и в прозе. Каждый писатель вырабатывает собственный метод выхода из ситуации, когда вдохновение покинуло его, но основных подхода два: забыть про муз и просто пахать, не ожидая милостей с ее стороны; либо заманивать ее в свои сети, стимулировать свои творческие импульсы.
  • Нехватка времени. Выделять время на творчество очень трудно, когда материальные и бытовые проблемы не решены. Жизнь многих великих художников поражает тем, как они умели работать вопреки тяготам жизни.
  • Невостребованность. К сожалению, даже большой талант может быть не востребован своими современниками, примеров этому в истории тьма. Чаще это случается с молодыми писателями, но иногда и крупные мастера теряют аудиторию из-за изменения общественного вкуса, моды, политики.
  • Отсутствие собственной темы, четкого замысла. Бывает, что писатель чувствует потребность и возможность работать, но мечется в поисках своей темы или новых путей ее раскрытия. Здесь трудно дать совет, можно только пожелать найти верный подход со временем.

Способы заработать на литературном таланте

Конечно, настоящий писатель заинтересован в самореализации, в признании уникальности своего таланта. Но путь к нему долог, и в пути можно посмотреть по сторонам: а что, кроме художественной прозы востребовано людьми и рынком? Ведь это не только утилитарные тексты типа «Как подобрать стильную мебель, если у вас нет вкуса и денег». Сегодня люди много читают и исследования на исторические темы, и публицистику, и культурологические очерки. Взгляните шире на сферы применения литературного дара: какие еще варианты, кроме написания прозы и театральных пьес, доступны писателю?

  • Сценарии пишутся не только для фильмов. Массовые развлекательные мероприятия, игры и квесты также требуют работы сценариста.
  • Журналистика. Профессия журналист отличается от профессии писатель, но зато поле для применения писательского таланта в журналистике огромно. Много тем, из которых писатель может выбрать себе одну для приобретения опыта.
  • Копирайтинг. Копирайтеры отличаются от писателей тем, что пишут рекламные статьи на заказ, а не занимаются творчеством. Казалось бы, это идет в разрез с целью писателя, но зато написание статей тренирует профессиональные навыки. Обязательства перед заказчиком дисциплинируют, условия заказа учат находить и систематизировать информацию, ограничения по количеству символов заставляют находить оптимальные формулировки.
  • Написание поздравлений на заказ. Такое стихотворчество часто заказывают на семейные и корпоративные праздники, свадьбы, детские праздники. Иногда заказывают даже рекламные объявления в стихах, но эта мода проходит со временем.

Может ли автор сам издать книгу?

Написанная и изданная книга — лучший стимул для продолжения писать. Для достижения этой цели есть два основных способа. Можно рассылать «рукописи» (сейчас это, конечно, текстовые документы в электронном виде) по издательствам. Обращайтесь к редактору лично, покажите, что вы знакомы с публикациями его издания и они вызывают у вас профессиональный интерес. Основной упор следует делать на то, что издание книги принесет издателю прибыль. если вам удастся убедить в этом издателя, то он заключит с вами договор и выплатит гонорар — популярному автору достанется больше, чем начинающему и малоизвестному.

Можно и не обращаться в издательства, а выпустить книгу самостоятельно. Все хлопоты и затраты на выпуск книги вам придется взять на себя, начиная с выбора переплета и обложки, и до подписания договора с типографией. Но и это еще не все. Распространять и рекламировать издание вам тоже придется самостоятельно. Если вы много общаетесь с людьми, проводите лекции, творческие встречи и выступаете перед публикой, то распродавать свое творение вам будет легче. Если же вы занимаетесь исключительно писательством, то первый способ для вас будет предпочтительнее.

Практические советы начинающему автору

Профильное образование, хорошее знание теории и конъюнктуры писательского дела — хорошая база для начинающего автора. Вот несколько советов и техник, на первый взгляд очевидных, которые помогут развить талант писателя.

  • Пишите каждый день

Главным слагающим успеха, конечно, является практика. Чтобы хорошо писать, надо писать много, стараясь высказать и сформулировать все, что вы имеете сегодня сказать миру. Если же музы молчат, не нужно отступать — займитесь шлифовкой, редактируйте свои тексты. У писателя всегда полно работы для редактуры. Выработайте привычку писать ежедневно, это основа всех полезных навыков писателя.

Одна из техник развития привычки писать состоит в том, чтобы развить в себе спонтанность. Проснитесь утром и запишите все, что приходит в голову, без оценки и без намерения показывать это кому бы то ни было. Относитесь к своим мыслям и текстам, как к упражнению, тренировке спонтанности и способу подманить улетевшую музу.

  • Отправляйтесь на прогулку

Можно в буквальном смысле просто погулять по неизвестным или, наоборот, знакомым местам, если они вызывают у вас сейчас какие-то эмоции. Если же позволяет время и финансы, — путешествуйте. Новые впечатления подпитывают писателя, недаром в биографии известных писателей всегда есть место значимым путешествиям.

  • Наблюдайте за людьми

Многообразие человеческих образов, характеров и судеб неистощимо. Если вам кажется, что все интересные персонажи уже описаны в литературе, если вы поддались мифу о том, что время героев прошло, всмотритесь внимательнее в обычных людей вокруг вас. Людей всегда будут интересовать люди, и если вы вытащите на свет божий скрытые от поверхностного взгляда поступки, мысли и события, происходящие с похожими на обычного читателя людьми, ваш рассказ найдет своего читателя.

  • Соберите свою коллекцию

Наблюдения не должны остаться только наблюдениями. Собирайте интересные истории и сюжеты, ищите вокруг хороших рассказчиков. Люди охотно рассказывают о себе, делятся своими мнениями, хвастаются достижениями, жалуются на неудачи, описывают конфликты и происшествия. Материала море, таких наблюдений хватит как на беглое описание нравов вашего города, так и на украшение сюжетной канвы эпохального романа.

  • Экспериментируйте в разных направлениях

В жизни всегда есть место эксперименту. ­Это справедливо и для начала творческого пути, и для любой точки карьеры писателя. Велик соблазн катиться по накатанной колее, успокаивая себя тем, что времени для экспериментов еще достаточно, или отговариваясь тем, что они вообще не нужны для продуктивной работы в узком направлении. Но пробы и эксперименты, приложение своих сил в новых, неоткрытых пока направлениях, могут дать толчок развитию и показать ваш талант с более сильной стороны.

Можно попробовать для начала сменить тему или привычный жанр. Если вы, например, пишете детективы, попробуйте себя в жанре фэнтези или трагедии, или напишите сентиментальную романтическую повесть. Вылейте накопившийся сарказм в сатирическом произведении или пародии. Удивите своих читателей разносторонностью своего таланта и кругозора.

Еще интереснее экспериментировать в области литературных методов. Увлекитесь открытиями модернизма и постмодернизма, попробуйте сначала скопировать, а потом глубоко понять творческие методы и находки великих экспериментаторов, открывших для литературы абсурд, методы потока сознания, магического реализма, деконструкции.

Если даже вас постигнет неудача и вы останетесь недовольны результатом, вы всегда можете с облегчением вернуться к тому, что уже хорошо умеете. Но новый опыт не исчезнет, а привнесет в привычную работу разнообразие и свежий взгляд на вещи.

  • Ищите свой метод

Практических подходов к написанию литературного произведения существует великое множество, но если сильно упростить, то можно выделить два основных способа написания текста: технологический и интуитивный.

Творчество, вопреки мнению неискушенных дилетантов, не состоит только из полета фантазии и вдохновения. Эта деятельность, как и большинство других, отчасти подлежит алгоритмизации и раскладывается в цепочку технических приемов и шагов, направленных на достижение конкретного сиюминутного результата. Любой текст можно проанализировать в отношении его структуры, композиции, системы языковых средств, тематического и эстетического содержания. Имея представление, как в этих координатах должен выглядеть ваш текст, составьте мысленный план достижения нужного результата. Работайте отдельно над каждым аспектом, собирайте текст как конструкцию.

Другой подход к написанию текста — интуитивный. Он предполагает спонтанность, развитую интуицию и хороший контакт автора со своим подсознанием. Без таких качеств следовать запланированному подходу трудно, но их при желании можно развить с помощью специальных методик. Если вы легко входите в состояние медитативного внимания к своему потоку сознания, черпайте из него свои тексты. Удобно записывать спонтанную речь на диктофон, или пользоваться сервисами голосового набора текста. Такая техника в чем-то сродни написанию стихов, она открывает интересные стилистические идеи и неожиданные ассоциации. Многие писатели, применяющие этот метод, советуют начать писать с тех мыслей, которые не вызывают затруднений для высказывания, не задумываться о сюжете и логике, просто писать подряд все, что приходит в голову, а уже потом, с холодной головой, работать над текстом аналитически.

Что привлекает в профессии писателя?

Начинающему писателю трудно добиться признания и стабильных гонораров, но если писатель состоялся, то он получает и хорошие бонусы от своей профессии.

  • Самореализация, творческое самовыражение дают беспрецедентную уверенность в своих силах и повышают самооценку.
  • Напрямую из первого следует гармоничное восприятие мира и себя в этом мире, принятие его целостности и многообразия.
  • Признание публики, уважение и даже почитание всегда сопутствуют званию писателя.
  • Ну и, конечно, возможность работать удаленно, не зависеть от заказов и работодателя.

Немного философии на тему писательства

Начиная задумываться о профессии писателя, да и потом, входя в нее, вы неизбежно набредете на дилемму, которая поначалу будет выражаться как противоречие между необходимостью зарабатывать и желанием творить по зову сердца. Никому не хочется жить бедно и быть безвестным, надеясь на признание потомков где-то в будущем.

Чувствуя призвание к творчеству, нужно ли отказываться от суеты материального мира и довольствоваться только верой в свое предназначение? Допустимо ли разменять свой дар на коммерческий успех, наступив на горло собственной песне?

Этот вопрос можно разрешить, не противопоставляя кажущиеся такими разными подходы к творчеству. Что их объединяет? Качество результата писательского труда. Тексты популярных книг, даже чрезмерно раскрученных рекламой, обычно сделаны технически грамотно. Публика, как бы падка на попсу она ни была, все же не прощает откровенных ляпов и не принимает по-быстрому сверстанных опусов.

И наоборот, искренние произведения, задуманные и написанные не для широкой публики, вполне могут быть ею приняты и оценены, если они тщательно продуманы и сделаны качественно.

Поэтому общий рецепт успеха и для коммерческих, и для высоких видов литературы обязательно включает высокий уровень профессионализма автора.

И напоследок: ни на каком этапе не мните себя состоявшимся, закончившим свой путь писателем. Почивать на лаврах можно только с завершением карьеры, но, если вы планируете продолжать писать, предъявляйте к себе максимально высокие требования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. foma3110c

    Чтобы стать писателем, нужен талант. Без него пиши не пиши, не заработаешь. И этому ни кто не научит. Только кто имеет талант, того могут при учебе только направить в нужное русло.

  2. Антонина

    Можно иметь хорошо развитую речь, наблюдательность, грамотность и настойчивость, но, если нет фантазии, стать писателем вряд ли получится.

  3. Камиль

    Ну не знаю, по моему, профессия писателя подразумевает постоянное нахождение в финансовом кризисе, чаще именно так, ну за редким исключением. Должен быть мега-талант, что бы будучи писателем что-то зарабатывать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: